На главнуюНаписать намКарта сайта
О компании
Вакансии

\\ Законы \\ Новый комментарий к Градостроительному кодексу РФ
09.11.2011

Новый комментарий к Градостроительному кодексу РФ

 Новый комментарий к Градостроительному кодексу РФ представляет собой совместный труд практикующих юристов в области строительства, а также технических специалистов - представителей высших учебных заведений - архитектурно-строительного факультета Южно-Уральского государственного университета.

 Настоящее электронное издание представляет собой постатейный комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ с учетом изменений, принятых до июня 2011 года. В комментарии проанализированы социально-экономические причины принятия Кодекса с учетом требований земельного, экологического, административного и иных отраслей смежного законодательства; отражен смысл как уже действующих, так и подлежащих вступлению в законную силу правовых механизмов регулирования градостроительной деятельности; приводятся примеры практического применения законодательных норм; рассматривается судебная (административная) практика.

Комментарий рассчитан на применение в практической деятельности руководителями, специалистами предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, участвующими в сфере градостроительной деятельности, а также иными лицами, интересующимися вопросами развития территорий городов и иных поселений в формах территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства.


Комментарий  к Градостроительному кодексу РФ

Предисловие

Градостроительный кодекс Российской Федерации является комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, проектирования и собственно строительства. Необходимость принятия нового Градостроительного кодекса была вызвана рядом причин юридического (необходимость приведения градостроительного законодательства в соответствие с Земельным кодексом РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими федеральными законами), экономического (назревшие требования по снижению административных барьеров в строительстве, повышению ответственности участников рынка и защите прав на недвижимость) и социального (необходимость повышения роли общественного участия в принятии градостроительных решений) характера. Кроме того, принятие нового Градостроительного кодекса явилось необходимым условием для формирования рынка доступного жилья и увеличения объемов жилищного строительства.

По своей структуре Градостроительный кодекс состоит из 9 глав. В первой главе устанавливаются основные понятия, используемые в Кодексе; основные принципы законодательства о градостроительной деятельности; отношения, регулируемые законодательством о градостроительной деятельности, а также субъекты градостроительных отношений. Кодекс определяет совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ по законодательству о градостроительной деятельности (которое в целом относится в первую очередь к сфере административного права) и устанавливает, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ по вопросам градостроительной деятельности не могут противоречить Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам.

Во второй главе определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, а также условия передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области градостроительной деятельности и полномочия в области контроля за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

Третья глава посвящена вопросам территориального планирования и определяет виды и содержание документов территориального планирования разного уровня, порядок их разработки, согласования и реализации. Особое внимание уделено участию общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования посредством основной процедуры - публичных слушаний. В четвертой главе регулируются вопросы, связанные с градостроительным зонированием, описываются назначение и состав правил землепользования и застройки, порядок их подготовки, согласования, обсуждения с общественностью, принятия и применения, виды и характеристики территориальных зон, а также состав градостроительных регламентов, видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Пятая глава определяет процедурные вопросы подготовки градостроительной документации по планировке территории, как то: виды документации по планировке территории, их состав и содержание, порядок подготовки и утверждения. Шестая глава содержит нормы, регулирующие условия и порядок архитектурно-строительного проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства.

Существенный блок вопросов, содержащихся в главе 6.1, связан с саморегулированием в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Информационное обеспечение градостроительной деятельности проводится, как это установлено главой седьмой, посредством специальных информационных систем на уровнях Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, обеспечивающих информационную базу для принятия соответствующих управленческих решений и доступ всех заинтересованных лиц к таким системам.

Юридический механизм ответственности при осуществлении градостроительной деятельности предусмотрен восьмой главой Кодекса. В ней детализированы вопросы возмещения вреда в связи с недостатками работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц при осуществлении территориального планирования и градостроительного зонирования. Кроме того, определяется общий порядок расследования случаев причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности.

Заключительная - девятая глава Кодекса - закрепляет особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

С момента принятия Градостроительного кодекса в него неоднократно вносились изменения, вызванные, в целом, вопросами практической реализации его отдельных норм. Наиболее значимые изменения в сфере территориального планирования были внесены Федеральным законом от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ, в соответствии с которыми федеральные, региональные и местные органы власти обязаны обеспечивать доступ к проектам документов территориального планирования и материалам по обоснованию таких проектов, а также к определенной законом информации, необходимой для подготовки таких документов, в специальной информационной системе территориального планирования в сети Интернет.В Градостроительный кодекс РФ внесены и другие изменения, касающиеся подготовки документов территориального планирования, в т.ч. уточняющие содержание документов территориального планирования, компетенцию органов власти разных уровней по их разработке, процедуры согласования и утверждения.

Значительное изменение внесено в порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов - установлено, что в случае внесения изменений в генеральный план в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства, находящихся в границах территории поселения или городского округа, в отношении которой осуществлялась подготовка указанных изменений.

Физическим и юридическим лицам предоставлено право осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения, что упорядочивает осуществление работы в данной сфере, так как до внесения указанных изменений нормы ст.45, 46 Градостроительного кодекса, можно было трактовать неоднозначно. Кроме того, продлен еще на один год (до 31 декабря 2012 г.) переходный период повсеместного введения документов территориального планирования и градостроительного зонирования.

Глава 1. Общие положения

Комментарий к статье 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. Прежде всего, хотелось бы отметить, что в отличие от Градостроительного кодекса РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (далее - ГрК РФ 1998 г.), комментируемый Кодекс не содержит преамбулы, где, как правило, содержатся предмет и цели правового регулирования законодательного акта. Так, в преамбуле ГрК РФ 1998 г. указывалось, что данный Кодекс регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Также в преамбуле было отражено, что ГрК РФ 1998 г. определяет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территории Российской Федерации, а также ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительстве.

Однако отсутствие преамбулы в комментируемом Кодексе вряд ли можно расценивать как недостаток, поскольку он восполняется нормами ст.3, устанавливающей принципы законодательства о градостроительной деятельности. К слову сказать, аналогичная статья в ГрК РФ 1998 г. отсутствовала.

Сформулированные в комментируемой статье понятия получают свою дальнейшую регламентацию и расширение за счет иных норм в других статьях Кодекса.

Первым из рассматриваемых понятий является "градостроительная деятельность", что, безусловно, не случайно, поскольку именно она составляет ядро правоотношений, регулируемых настоящим Кодексом. Основой градостроительной деятельности является деятельность по развитию территорий. Интересно отметить, что ни ГрК РФ 1998 г., ни настоящий Кодекс самого понятия "территория" не содержат, хотя неоднократно и оперируют им. В рассматриваемом Кодексе лишь упоминается, что к территории, охватываемой понятием градостроительная деятельность, в том числе относятся города и иные поселения.

По общему правилу, под территорией принято понимать ограниченное (т.е. с какими-либо пределами, границами) земельное пространство (например, территория города, поселения). Однако наряду с указанным определением понятие "территория" применяется и в сочетании с такими термином, как "государство", образуя устойчивое словосочетание "территория государства". Территория государства - одна из частей земного шара, находящаяся под юрисдикцией какого-либо государства, один из признаков государства. Так, в частности, согласно ч.1 ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Устойчивым является и сочетание "таможенная территория". Так, например, в соответствии со ст.2 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

Как видим, термин "территория" не является однозначным, и в связи с этим полагаем, что не было бы лишним напрямую закрепить его официальное определение в комментируемом Кодексе.

Градостроительная деятельность может осуществляться в виде:

- территориального планирования;

- градостроительного зонирования;

- планировки территорий;

- архитектурно-строительного проектирования;

- строительства;

- капитального ремонта;

- реконструкции объектов капитального строительства.


   Важно отметить, что на необходимость развития, расширения территорий проживания граждан указано в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) (далее - Концепция), в которой установлена стратегическая цель государственной жилищной политики - обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан, а также соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения. Для достижения этой цели необходимо формирование градостроительной политики, которая направлена на создание нового облика российского города и села, архитектурной среды, комфортной для жизни людей, характеризующейся не только функциональными, утилитарными, но и эстетическими особенностями, что предполагает:
- рациональное сочетание разнообразных типов строительства (многоэтажного и малоэтажного строительства);

- учет при застройке населенных пунктов принципов формирования их архитектурного облика, а также принципов сохранения исторического облика старых населенных пунктов;

- решение следующих приоритетных задач.
- формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
 
- обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков, в том числе с помощью Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (см. Федеральный закон от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства");
- развитие конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками и подрядчиками, в том числе путем применения антимонопольных мер;
- совершенствование стандартизации и технического регулирования в сфере строительства и эксплуатации зданий, сооружений жилого фонда и осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов;
- содействие внедрению инновационных технологий в сфере жилищного строительства и коммунального хозяйства, развитию отечественного производства строительных материалов, изделий и конструкций;

- содействие реализации проектов комплексной реконструкции исторических центров городов в целях улучшения жилой застройки;

- стимулирование малоэтажной застройки.
          
Одним из целевых индикаторов повышения доступности жилья в Концепции обозначено увеличение к 2020 году объема ввода жилья до 140-150 млн. кв.м на базе комплексного освоения территорий и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства на основе утвержденной градостроительной документации.

Следует добавить, что согласно постановлению Правительства РФ от 22 августа 2008 г. N 632 "О правительственной комиссии по развитию жилищного строительства" развитие территорий предполагает собой развитие:

- объектов инженерной инфраструктуры (в том числе объектов инфраструктуры связи);

- объектов социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры;

- производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства содействие созданию промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества;

- безопасных и благоприятных условий проживания для всех категорий граждан.

2. Согласно положениям комментируемого Кодекса территориальное планирование, как вид деятельности по развитию территорий, реализует первый и второй основной принцип законодательства о градостроительной деятельности (см. п.1 и 2 ст.2 Кодекса) и включает:

- установление функциональных зон;

- определение планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Отметим, что порядок подготовки и согласования проектов схем (документов) территориального планирования субъектов РФ (муниципальных образований) регламентированы:

- Положением о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ и проектов документов территориального планирования муниципальных образований (утв. постановлением Правительства РФ от 24 марта 2007 г. N 178);

- Положением о подготовке и согласовании проекта схемы территориального планирования РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 23 марта 2008 г. N 198);

- Методическими рекомендациями по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов (утв. приказом Минрегиона России от 13 ноября 2010 г. N 492).

Следует указать на существенные изменения правового института территориального планирования, которые внесены в комментируемый Кодекс положениями Федерального закона от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" (далее - ФЗ от 20 марта 2011 г. N 41-ФЗ). Нормы указанного Закона устанавливают действие с 1 сентября 2011 г. новых правил Кодекса, согласно которым:

- изменилось определение территориального планирования;

- вновь введены термины объектов федерального, регионального и местного значения;

- обновлен перечень сфер, в которых разрабатываются схемы территориального планирования (федеральный транспорт, автодороги федерального значения, оборона и безопасность государства, энергетика, высшее профессиональное образование, здравоохранение), схемы в других сферах могут разрабатываться на основании актов Президента РФ или Правительства РФ;

- федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления обязаны обеспечить свободный доступ к проектам документов территориального планирования и материалам обоснования таких проектов в специальной информационной системе территориального планирования, создаваемой в порядке ст.57.1 Кодекса;

- конкретизированы требования к подготовке документов территориального планирования (о содержании документов территориального планирования, компетенции государственных органов власти и органов местного самоуправления по их разработке, процедуре согласования и утверждения); установлены сроки действия схем территориального планирования (схемы территориального планирования размещения линейных объектов утверждаются как минимум на 20 лет, в иных случаях - на 10 лет; генеральные планы поселений, городских округов утверждаются как минимум на 20 лет);

- актуализирован порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов населенных пунктов (при изменении генерального плана в отношении части территории поселения или городского округа публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков или объектов капитального строительства);

- упрощен порядок согласования проектов документов территориального планирования (исключены нормы о государственной экспертизе);

- регламентировано право юридических и физических и лиц осуществлять за свой счет подготовку документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального, регионального и местного значения;

- определены мероприятия переходных положений в связи с существенным обновлением правил территориального планирования, а также необходимые изменения в нормы законодательства других отраслей.

3. Устойчивое развитие территорий представляет собой главную цель и основное содержание градостроительной деятельности. Комментируемое определение, по мнению автора, не раскрывает признаки устойчивости (стабильности) развития, поэтому особенностями неизменного (устойчивого) развития территории следует принимать обозначенную законодателем совокупность мер по:

- обеспечению безопасности и благоприятных условий жизни человека;

- ограничению вреда, наносимого окружающей среде;

- обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов;

- реализации актуальных и перспективных интересов человечества.

Обеспечение устойчивого развития территорий определено законодателем первым основным принципом правовой сферы градостроительства, который основан на территориальном планировании и градостроительном зонировании.

При этом устойчивое развитие территорий согласно нормам Кодекса обеспечивается:

- территориальным планированием (ч.1 ст.9);

- совместной подготовкой проектов документов территориального планирования федеральными, региональными органами исполнительной власти и муниципалитетами (ч.1 ст.27);

- разработкой правил землепользования и застройки (п.1 ч.1 ст.30);

- подготовкой документации по планировке территорий (ч.1 ст.41).

4. Нормы комментируемого определения включают расширенный перечень зон с особыми условиями использования территорий. Особыми условиями представляются специфическое (целевое) назначение земли и (или) место нахождения таких зон, которые определяют категории такой зоны использования территорий:

- охранные зоны с особыми условиями использования территорий;

- санитарно-защитные зоны;

- зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

- водоохранные зоны;

- зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

- зоны охраняемых объектов;

- иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ.

Охранной зоной являются территория (земельный участок) и акватория, прилегающие к охраняемым объектам и специальным трассам проезда и предназначенные для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов или поддержания необходимых условий их эксплуатации, в границах которых согласно законодательству государств устанавливаются особые условия использования территории (водных объектов). Такое определение дано в ст.1 Модельного закона о государственной охране (принят в г.Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 г., постановлением N 27-6 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).

Положениями ст.12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") определено, что планировка (застройка) городских и сельских поселений должна предусматривать создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Поэтому при осуществлении градостроительной деятельности (при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон и т.д.) должны соблюдаться санитарные правила.

Санитарно-защитная зона, как обозначено в решении Верховного Суда РФ от 7 декабря 2010 г. N ГКПИ10-1288, устанавливается в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. При этом по своему функциональному назначению санитарно-защитная зона представляет собой защитный барьер, обеспечивающий уровень безопасности населения при эксплуатации объекта сельскохозяйственного назначения в штатном режиме (подробнее см. п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74).

Так, например, можно указать на санитарно-защитную зону имущественного комплекса ЗАО "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" на территории Кировского района Ленинградской области, которая установлена от границы промплощадки предприятия размером, в восточном направлении - 950 м, в остальных направлениях - 1000 м, в целях предотвращения угрозы возникновения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) (см. постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2010 г. N 172 "Об установлении размера санитарно-защитной зоны имущественного комплекса ЗАО "Птицефабрика Синявинская имени 60-летия Союза ССР" на территории Кировского района Ленинградской области").

Согласно ст.34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об объектах культурного наследия") зоны охраны объектов культурного наследия устанавливаются в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории и включают: охранную зону, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта. При этом регламентирование порядка разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон осуществляется согласно требованиям Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. N 315).

Следует добавить, что согласно положениям Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст.95 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) учреждаются государственные природные заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, природные и дендрологические парки, ботанические сады, где запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая территория. При этом в ряде субъектов РФ в порядке совместного ведения (см. п."д" и "к" ч.1 ст.72 Конституции РФ) РФ и субъектов РФ действуют региональные законы об особо охраняемых природных территориях и объектах.

Основы правового регулирования водоохранных зон регламентированы положениями ряда документов, в том числе:

- статьи 64 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ);

- ст.104 Лесного кодекса РФ о правовом режиме лесов в водоохранных зонах;

- постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 11 ноября 2010 г. по делу N А31-2736/2010.

Основной целью организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии положениями СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. N 45) является охрана от загрязнения и истощения источников централизованного питьевого водоснабжения, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника водоснабжения. Согласно ч.5 ст.18 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Также отметим, что обеспечение соблюдения особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в порядке п.2 ч.1 ст.36 ВК РФ обозначено задачей государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

Регламентирование порядка определения границ зон охраняемых объектов как одного из видов зон с особыми условиями использования территорий и согласования градостроительных регламентов для таких зон с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов осуществляется положениями постановления Правительства РФ от 20 июня 2006 г. N 384 "Об утверждении Правил определения границ зон охраняемых объектов и согласования градостроительных регламентов для таких зон".

Как установлено законодателем, иные зоны с особыми условиями использования территорий могут быть определены положениями законодательства России, в качестве примера можно привести:

- рыбоохранные зоны (см. ст.48 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов";

- зоны охраны охотничьих ресурсов (см. ст.51 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

- охранные зоны объектов электросетевого хозяйства (см. постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. N 103, постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160);

- охранные зоны железных дорог (см. постановление Правительства РФ от 12 октября 2006 г. N 611 "О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог").

Отметим, что согласно комментируемому Кодексу границы зон с особыми условиями использования территорий обозначаются:

- на картах (схемах), которые входят в схемы территориального планирования РФ (ч.6 ст.10 Кодекса), субъектов РФ (ч.6 ст.14), схему территориального планирования муниципального района (ч.4 ст.19), в генеральные планы поселений, городских округов (ч.6 ст.23);

- на карте градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципальных образований (ч.5 ст.30);

- на схемах в составе материалов по обоснованию проекта планировки территории в графической форме (ч.5 ст.42);

- на чертежах проектов межевания территории (ч.5 ст.43).

При этом в порядке ч.10 ст.43 Кодекса с учетом границ зон с особыми условиями использования территорий осуществляется подготовка документации по планировке территории.

Следует добавить, что из содержания комментируемого пункта следует, что зоны с особыми условиями использования территорий могут устанавливаться исключительно нормами федеральных законов и других нормативных правовых актов РФ и не могут определяться документами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

5. Исходя из определения территориального планирования (см. п.2 рассматриваемой статьи) следует вывод о приоритете функциональных зон в градостроительном законодательстве в ряде с зонами планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также зон с особыми условиями использования территорий.

Особенностями функциональных зон представляются закрепление их видов и границ в картах (схемах) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, градостроительных регламентах (см. п.5 ч.7 ст.23, п.2 ч.1 ст.34, п.3 ч.2 ст.36 Кодекса). Таким образом полномочиями по установлению функциональных зон и определению их границ наделены все органы исполнительной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий, а не только органы государственной власти РФ.

Логичным выглядит скрупулезность правового регулирования территориального планирования, которому законодатель уделил 3 главу комментируемого Кодекса, по объему сравнимой только с главой 6 (о непосредственных процессах проектирования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства).

6. Градостроительное зонирование как правовой механизм федерального законодательства введен нормами ст.1, 32, 35, 37, 50 ГрК РФ 1998 г. При этом стоит отметить, что еще в ч.4 ст.6 Закона РФ "Об основах градостроительства в Российской Федерации" от 14 июля 1992 г. N 3296-1 (утратил силу) отмечалось, что генеральный план является основным юридическим документом, определяющим в том числе функциональное зонирование, застройку и благоустройство территорий, сохранение историко-культурного и природного наследия.

Комментируемый Кодекс регламентирует градостроительное зонирование положениями отдельной 4 главы (ст.30 - 40), согласно которой основным документом градостроительного зонирования обозначены правила землепользования и застройки (см. п.8 комментируемой статьи), в состав которых входят 4 документа (см. ч.2 ст.30 Кодекса):

- порядок применения правил землепользования и застройки;

- порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки;

- карта градостроительного зонирования;

- градостроительные регламенты.

Поэтому нормы рассматриваемого пункта конкретизируют 2 цели градостроительного зонирования территорий муниципальных образований, а именно: зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установление градостроительных регламентов.

7. В комментируемом пункте установлены требования к правовому содержанию территориальной зоны:

- определение границ в правилах землепользования и застройки;

- установление градостроительного регламента для каждой территориальной зоны.

Важность этого положения не вызывает сомнений, так как регулирует не только градостроительную сферу законодательства, но и права владельцев земли (см. ст.85 ЗК РФ), для которых градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Добавим, что основы правового регулирования территориальной зоны регламентированы главным образом положениями главы 4 рассматриваемого Кодекса.

8. Первым документом, определяющим территориальную зону в градостроительной сфере законодатель обозначил правила землепользования и застройки, которые по своей сути вводят систему правового регулирования застройки и землепользования, основанную на градостроительном зонировании.

Детальное обозначение всех вопросов содержания правил землепользования и застройки и процедур принятия (изменения) в положениях гл.4 комментируемого Кодекса говорит об особой важности этого нормативного правового акта.

Следует отметить, что согласно приказу Минюста РФ от 4 мая 2007 г. N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Говоря о нормативном правовом акте следует добавить, что Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

9. Положениями комментируемого пункта законодатель установил правовое содержание градостроительного регламента - документа, являющегося составной частью правил землепользования и застройки, представляющего собой совокупность правовых норм, регулирующих правовые основы градостроительной деятельности в пределах границ соответствующей территориальной зоны (правовой режим земельных участков в порядке ст.36 Кодекса). При этом хронологическими пределами использования градостроительного регламента обозначены процесс застройки и последующей эксплуатации земельных участков.

Согласно рассматриваемой дефиниции содержание градостроительного регламента включает:

- виды разрешенного использования земельных участков над и под поверхностью земли, которые устанавливаются применительно к каждой территориальной и изменяются в соответствии с положениями градостроительного регламента согласно требований технических регламентов (см. ст.37 Кодекса);

- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, которые определяются для каждой территориальной зоны (см. ст.38 Кодекса);

- предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (см. ч.1 ст.38 Кодекса);

- ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Обозначим особенности правового регулирования ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, которыми представляются:

1) ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в интересах настоящего и будущего поколений обозначено составной частью мероприятий по устойчивому развитию территорий (см. п.3 комментируемой статьи);

2) информация об ограничениях ее использования соответствующей территории отображается на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе документов территориального планирования субъектов РФ и документов территориального планирования муниципальных образований, которые входят в состав материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования РФ (см. п.1 ч.9, .ч.10 ст.10, п.1 ч.9 и п.2 ч.10 ст.14, п.ч.7 и п.2 ч.8 ст.19 Кодекса) и представляют собой карты (схемы) границ:

- территорий объектов культурного наследия;

- зон с особыми условиями использования территорий;

- территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, последствия размещения которых могут привести к негативным изменениям качества окружающей среды (зоны негативного воздействия);

- зон экологического риска и возможного загрязнения окружающей среды вследствие аварий на потенциально опасных производственных объектах и объектах транспортной инфраструктуры;


3) информация об ограничениях ее использования соответствующей территории отображается на картах (схемах) ограничений, утверждаемых в составе материалов по обоснованию проектов генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов (см. п.1 ч.9, п.2 ч.10 ст.23 Кодекса);

4) подготовка и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется согласно ч.7 ст.24 Кодекса с обязательным учетом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия, согласно требованиям ст.33 - 38 ФЗ "Об объектах культурного наследия";

5) совместная подготовка проектов документов территориального планирования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке ч.1 ст.27 Кодекса осуществляется в том числе с целью установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения;

6) предложение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (органа местного самоуправления) об установлении ограничений использования территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального или регионального значения согласно ч.6 ст.27 Кодекса требует обязательное проведение совместной подготовки документов территориального планирования;

7) извещение о проведении аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории в соответствии с нормами п.3 ч.8 ст.46.3 Кодекса должно содержать сведения об ограничениях использования земельных участков;

8) исполнительный орган государственной власти субъекта РФ согласно п.19 ст.4.1. Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ) отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка;

9) извещение о проведении аукциона (протокол о результатах аукциона) по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства в соответствии с нормами п.4 ч.10, ч.24 ст.38.1 ЗК РФ должно содержать сведения об ограничениях использования земельного участка;

10) извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства согласно положениям п.1 ч.3 ст.38.2 ЗК РФ должно содержать сведения об ограничениях использования земельного участка.

10. Одним из предметов правовых отношений законодательства о градостроительной деятельности в соответствии с нормами ч.1 ст.4 Кодекса является объект капитального строительства. Категории этого объекта правовых отношений перечислены в комментируемом пункте. Также в нормах Кодекса обозначен различный правовой режим следующих объектов капитального строительства:

- федерального значения (см. п.18 настоящей статьи, а также ст.12, 13, 16, 21, 23, 25, 27, 33, 42, 43 и 45 Кодекса);

- регионального значения (см. п.19 комментируемой статьи, а также статьи 14, 16, 17, 21, 23, 25, 27, 33, 42, 43, 45 и ч.3 ст.63 Кодекса);

- местного значения или поселений (см. п.20 рассматриваемой статьи, п.5 ч.1 ст.8, ст.19, 21, 23, 25 - 27, 33, 42, 43 и 45 Кодекса);

- на межселенных территориях (см. ст.19, ст.22 и 45 Кодекса);

- для государственных или муниципальных нужд (см. п.8 ч.3 ст.44 Кодекса);

-  не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения (см. ст.48, п.3 ч.7 ст.51 Кодекса, а также постановление Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83);

- для которых не проводится государственная экспертиза в отношении их проектной документации (см. ч.2 ст.49 Кодекса);

- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий (см. ч.6.1 ст.49 Кодекса);

- строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых градостроительные регламенты (см. ст.36 и ч.3, 5, 22 ст.51 Кодекса);

- для которых не требуется выдача разрешения на строительство (см. ч.17 ст.51 Кодекса);

- работы по организации строительства которого осуществляются при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства (см. ч.3.1 ст.52 Кодекса).

Говоря об объектах незавершенного строительства, а также объектах, прекративших свое существование, отметим, что в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 13 декабря 2010 г. N 627 "Об утверждении формы акта обследования и требований к его подготовке" в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений составляется акт обследования, в котором подтверждается прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, что может быть связано с гибелью или уничтожением недвижимости или ее части.

В порядке положений ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - ФЗ "О безопасности зданий и сооружений") зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, предназначенную для проживания (деятельности) людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, имеющую надземную и (или) подземную части, которая включает в себя:

- помещения (часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями);

- сеть инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений);

- систему инженерно-технического обеспечения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

При этом этапы градостроительной деятельности, включающие инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервацию), реконструкцию объектов капитального строительства в совокупности с эксплуатацией (в том числе текущими ремонтами), капитальным ремонтом и сносом здания (сооружения) представляют собой жизненный цикл здания (сооружения).

В соответствии со словарем строительных терминов здание это - строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для пребывания или проживания людей и для выполнения разных производственных процессов. Словарь Ожегова определяет понятие термина "здание" значительно проще: здание -  это сооружение, архитектурная постройка*.
________________
* URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Dal-term-10548.htm


Различаются жилые (жилой дом постоянного типа с длительным сроком службы) и нежилые здания (предназначено для использования в производственных, торговых, культурно-просветительных и др. (кроме постоянного проживания) целях). Также на земельном участке здания подразделяются на основные (главенствующее по капитальности постройки, по архитектурным признакам и своему назначению) и служебные (имеют по отношению к основному зданию на земельном участке второстепенное значение; служебные строения как правило бывают некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не измеряются и не учитываются).

Правовой порядок идентификации зданий и сооружений регламентирован положениями ст.4 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" и включает следующие признаки классификации:

1) назначение, для определения которого применяются классификаторы из Перечня общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, прилагаемого к постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. N 677;

2) принадлежность к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность (об определении транспортной инфраструктуры и транспортных средств, транспортной безопасности, уровне безопасности и др. см. ст.1 Федерального закона РФ от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности");

3) возможность опасных природных процессов и явлений и техногенных воздействий на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация здания или сооружения;

4) принадлежность к опасным производственным объектам (применяется согласно положениям Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") и правил ст.48.1 комментируемого Кодекса);

5) пожарная и взрывопожарная опасность (классификация зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности осуществляется согласно положениям гл.8 (ст.26 - 27) Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");

6) наличие помещений с постоянным пребыванием людей;

7) уровень ответственности (определяет объем последствий экономического, социального и экономического характера при его разрушении).

Строение представляет собой отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения (сараи, гаражи (индивидуального пользования), навесы, дворовые погреба и т.п.) (см. Инструкцию о проведении учета жилищного фонда в РФ, утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37).

Нормы ст.2 ФЗ "О безопасности зданий и сооружений" устанавливают, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружением можно считать инженерно-строительный объект, назначением которого является создание условий необходимых для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда, или для осуществления различных непроизводственных функций. Объектом, выступающим как сооружение, является любое отдельно стоящее сооружение со всеми устройствами, составляющим с ним одно целое.

Говоря о правовом режиме зданий (сооружений) следует обратить внимание на постановление Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", согласно которому:

- регулирование отношений собственников помещений в многоквартирном доме, возникающих по поводу общего имущества, предусмотрено статьями 289, 290 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), ст.36 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ); кроме того, отношения собственников помещений в любых объектах недвижимости, которые созданы в порядке долевого строительства, прямо урегулированы ст.1 и 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об участии в долевом строительстве");

- отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с п.1 ст.6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст.249, 289, 290 ГК РФ;

- право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- по соглашению собственников общего имущества (собственников помещений в здании) допускается передача отдельных частей здания в пользование; например, может быть заключен договор пользования несущей стеной или крышей здания для размещения наружной рекламы; стороной такого договора, предоставляющей имущество в пользование, признаются все собственники общего имущества здания, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством.

Обратим внимание на роль объекта капитального строительства в правилах ФЗ "Об участии в долевом строительстве", в котором он обозначен объектом долевого строительства, представляющим собой жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящие в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участника долевого строительства.

11. Красные линии в соответствии с комментируемыми положениями представляют собой обозначение существующих и планируемых территориальных границ двух категорий:

- границ территорий общего пользования (площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары, подробнее см. комментарии к п.12 рассматриваемой статьи);

- границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения).

Особенностями правового регулирования красных линий согласно положениям комментируемого Кодекса и ЗК РФ представляются:

- установление границ территориальных зон в соответствии с п.2 ч.2 ст.34 Кодекса осуществляется с учетом красных линий;

- основная часть проекта планировки территории в порядке подп."а" п.1 ч.3 ст.42 Кодекса включает в себя красные линии;

- чертежи межевания территорий согласно п.1 и 2 ч.5 ст.43 Кодекса должны отображать красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, а также линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;

- документы к заявлению о выдаче разрешения на строительство в соответствии с подп."в" п.3 ч.7 ст.51 Кодекса должны содержать схему планировочной организации земельного участка, подтверждающую расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

- порядок выдачи разрешений на строительство согласно ч.11 ст.51 Кодекса включает в том числе проверку соответствия красным линиям схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;

- к извещению о начале работ, подлежащих строительному надзору, в порядке п.3 ч.5 ст.52 Кодекса прилагается копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий;

- в соответствии с ч.7 ЗК РФ местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Добавим, что согласно п.7 постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" границы кварталов, микрорайонов, земли публичного пользования определяются красными линиями в соответствии с градостроительным, земельным и жилищным законодательством РФ.

О правовом регулировании красных линий указывалось в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 2438/10, согласно которому постановления администрации г.Тюмени от 5 июля 1995 г. N 13 "Об утверждении проекта красных линий города Тюмени" и от 30 апреля 2008 г. N 13 "О внесении изменений в проект красных линий в районе улиц Клары Цеткин - Брестская - Авторемонтная - Аккумуляторная в городе Тюмени" в части утверждения красных линий признаны недействующими, поскольку администрация не доказала, что красные линии были изменены до начала строительства спорных складских помещений. Кроме того, нарушением установлено не опубликование сведений о красных линиях.

12. Красные линии обозначают линейные объекты и границы территорий общего пользования, которыми в порядке комментируемой нормы установлены территории беспрепятственно используемые неограниченным кругом лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).

Правовой режим территории общего пользования содержит ограничения оборотоспособности, установленные ч.8 ст.27 и ч.12 ст.85 ЗК РФ, согласно которым запрещается приватизация земельных участков в границах территорий общего пользования. Отметим, что в порядке ч.12 ст.85 ЗК РФ в отличие от территорий общего пользования земельные участки общего пользования занимаются как площадями, улицами, проездами, набережными, скверами и бульварами, так и автомобильными дорогами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

С учетом положений гл.31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) (ч.1 ст.387) земельный налог и порядок его льготного исчисления устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с положениями НК РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований. То есть статус территории общего пользования обусловливает наличие льгот по уплате земельного налога, если имеется соответствующий нормативный правовой акт депутатов муниципальных образований.

Так, в постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N 364/10 отмечалось, что льгота, установленная подп.6 п.5 решения Представительного органа муниципального образования города Казани от 29 ноября 2005 г. N 2-3 "О земельном налоге", предоставляется в отношении земельных участков, на которых расположены места общего пользования (территория, доступная для пользования любых лиц), то есть она поставлена в зависимость от фактического расположения таких мест на земельном участке (объекте налогообложения) в конкретный налоговый период.

 

 

Последнее обновление ( 15.11.2011 )
 
6200134, г. Екатеринбург
ул. Монтажников, 32 А
Тел.: +7 (343) 379-35-22, 323-32-05
факс +7 (343) 323-32-14